2025-07-11 IDOPRESS
После смены власти в Белом доме в финансовом мире интерес к Украине сильно снизился. Инвесторы не хотят вкладываться в страну,где идет жестокая война. Но Германия и ЕС продолжают бесперебойно поставлять оружие и не готовы к переговорам с Россией. Раньше было не так: ЕС учитывал интересы безопасности России,считает Гюнтер Ферхойген,бывший заместитель председателя Еврокомиссии. Перевели для вас его основные мысли из свежего интервью Berliner Zeitung.
Гюнтер Ферхойген: Украина вмешалась в глобальное стратегическое ядерное равновесие
World Economic Forum / flickr
Проведение конференции по восстановлению Украины,и уже не в первый раз,кажется мне крайне рискованным. Мы не знаем,с какой Украиной мы будем иметь дело. Мы не будем знать форму и внутреннее устройство этого государства. Нужно гарантировать,что уровень нецелевого использования средств будет существенно ниже того,что сейчас там принято. И вовсе не ясно,что после заключения мира — когда бы он ни наступил и как бы ни оформился — у нас будет стабильная,дееспособная и суверенная Украина.
Я не против того,чтобы думать,как помочь стране. Но мне кажется,что внешние и внутренние условия для того,чтобы продолжать подавать такую помощь,сейчас просто отсутствуют.
Речь не только о том,чтобы помогать Украине,но и о том,чтобы мы сами получили выгоду. Нам это наглядно показал американский президент — с удивительной жестокостью и прямотой. Тогда и другие почувствовали себя приглашенными к столу,чтобы можно было требовать свой кусок пирога. Но я считаю это лицемерием. Снаружи мы говорим,что Украина защищает нашу свободу,верховенство закона,безопасность. А на самом деле речь идет и об экономических интересах. Сейчас есть лишь громкие заявления. Цифры говорят сами за себя: прямые инвестиции в Украину составляют всего около 3 млрд евро. Совсем немного для такой большой страны.
И я совершенно не согласен с тем,чтобы Германия приносила в жертву социальные программы,чтобы поддержать Украину и укрепить оборонную промышленность. Мы готовы тратить огромные суммы,чтобы достичь «военной готовности». Явно забывается,что эти суммы можно собрать,только перераспределив бюджетные расходы. Или же нам придется влезть в долги,в неподъемные долги. Эта программа вооружения — прежде всего следствие требований США. Множество американских президентов говорили,что союзники должны больше тратить на общую безопасность. Но никто не прибегал к шантажу,как Трамп. Очевидно,европейские страны НАТО поддались на шантаж.
Мне не кажется,что вооружаться - правильный путь к безопасности в Европе. Мы должны признать,что у России существует серьезная проблема безопасности. Конфликты вокруг Украины не прекратятся,пока мы не захотим говорить об этой проблеме и найти решение,приемлемое для обеих сторон. Возможность таких решений показала история. Куда сложнее договориться со Советским Союзом,чем с сегодняшней Россией. Путин много лет пытался построить стабильное партнёрство с Западом,особенно с Германией. Я уверен: не продолжение войны и вооружение принесут нам безопасность,а переговоры,которые затронут глубинные проблемы. Недостаточно уладить проблемы между Россией и Украиной — нужно провести ревизию фундамента: Россия не готова подчиняться воле США,а США заявили,что НАТО может подходить вплотную к границе Украины с Россией. Этого-то Россия и не приняла.
Сегодняшний ЕС – совсем не то место,где я когда-то работал. Тогда у нас был стратегическое партнерство с Россией,были отличные результаты. Мы учитывали российские опасения,в том числе в связи с нашим расширением. Сейчас я смотрю на это с глубоким беспокойством. США ясно дают понять,что хотят выйти из Украины,а мы – продолжаем политику мира через победу над Россией Джо Байдена. Пока это так,судьба Украины будет решаться не на переговорах,а на войне. ЕС и Германия восстановят свою роль в дипломатии только тогда,когда изменят курс и откажутся от противостояния. Германия играет важную роль — и мы должны помнить историю,в которой мы связаны с Россией трагически.
И это мираж,что,как говорит канцлер Мерц,нужно вооружаться,чтобы стать более независимыми от США. Большинство стран ЕС и НАТО вовсе не хотят говорить об эмансипации от США. Я нисколько не верю,что США выйдут из НАТО — для них это ключевой институт власти над Европой. Я не понимаю,как европейцы представляют себе это практически: будут ли созданы европейские силы? Какими они будут? У Берлина и Брюсселя нет ответов. Созданные некогда единые Еврокорпус и отдельная германо-французская бригада ничего не дали. Я пять лет работал в Европейском агентстве обороны — там должна была происходить координация,но к этому не было интереса у министров. Всегда возникают споры: сколько денег,чьи вооружения,чья выгода?
Германия и ЕС проводят стратегию конфронтации с Россией — хотя цели этой стратегии не достигаются. Не удалось ни разрушить Россию,ни достичь дипломатической изоляции — напротив: Россия укрепляет связи с рынками будущего и нисколько не изолирована. Рано или поздно снова придется говорить с Россией,предупреждал я еще два года назад,— а эксперты критиковали меня. Но президент США шесть раз звонил Путину в этом году,Макрон разговаривал с ним. Россия дипломатически изолирована? Большинство стран мира говорит: это не наша война. Мы не на вашей стороне.
Масштабные ударные действия России начались потому,что Украина совершила крайне глупый шаг. Операцией «Паутина» украинская армия атаковала российские стратегические бомбардировщики,подпадающие под договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Тем самым Украина вмешалась в глобальное стратегическое ядерное равновесие. Это был шаг в сторону большего риска. Россия и США разумно эту ситуацию приглушили. Однако нельзя не заметить,что это привело к ответной российской эскалации — росту военных операций. Ясно,это значит увеличение числа жертв. О жертвах в Украине говорят мало,но их становится каждый день все больше. Каждый день,пока идет война,приносит бесконечные страдания семьям и людям по обе стороны. Это нужно остановить.
Нужно задуматься,ради чего мы это вообще делаем. Я помню интервью Зеленского 27 марта 2022 в Economist,в котором он сказал: «На Западе есть люди,для которых затяжная война не проблема,потому что это ослабит Россию,даже если это приведёт к гибели Украины и украинцев. Это,без сомнения,в интересах некоторых стран». Это значит,Зеленский точно видел,в чем он и его страна участвуют: в глобальной конкуренции Запада. Я считаю это абсолютно бесчеловечным.
Мира не будет так быстро,как обещал Трамп. Он уже полгода у власти,и мы не видим существенных изменений. ЕС и Германия не играют существенной роли — но до тех пор,пока они придерживаются ошибочной стратегии поставок Украине всего,что ей нужно,во что бы то ни стало. Почему бы Москве не заинтересоваться,если мы сделаем новое предложение? Германия и ЕС снова станут игроками,только если они изменят курс и прекратят противостояние с Россией.
07-11
07-11
07-11
07-11
07-11
07-11
07-11
07-11
07-11
07-11